Как выбрать CRM - 5 критериев

Вы решили для себя, что будете внедрять CRM. Как же выбрать из множества вариантов? Предлагаем 5 критериев, по которым, на наш взгляд, можно сравнить различные решения.
Выбирая CRM (Customer relationship management, систему управления взаимоотношениями с клиентами), надо понимать, что вы хотите получить по всем 5 критериям:

  1. Кастомизация под ваш бизнес. Можно внедрить готовую, а можно нанять программистов и написать самому под себя. Плюсы программиста – все будет сделано именно под вас. Минусы – вы зависите от него. Над готовыми известными решениями работают сотни специалистов – от программистов до маркетологов, которые за годы набили шишки, накопили опыт внедрений продукта у тысяч клиентов. Самописную CRM придется отшлифовывать самим.
  2. Вложения. Бывают платные и бесплатные. Можно не платить на первом этапе, если вам нужен базовый функционал – например, простая CRM, чтобы хотя бы не забывать перезванивать клиентам. Платные бывают двух видов: когда вы оплачиваете за каждого сотрудника, например, по 900 р в месяц, и когда у вас фиксированный тариф, в которых входят, например, 50 сотрудников за 5990 р в месяц. Тут надо выбирать, что выгоднее.
  3. Функционал. Вам тужен только блок CRM (работа с клиентами) или вы хотите еще ставить задачи сотрудникам и контролировать их выполнение, общаться в чатах, совместно работать с документами, хранить файлы, настроить телефонию, подключить почту и другие каналы коммуникации. В любом случае, если вам не нужен весь функционал сейчас, он может понадобиться при расширении компании. Если вы планируете развиваться, лучше взять платформу, в которую заложен широкий функционал.
  4. Место хранения данных. Тут два варианта – облачная и коробочная CRM. Если у вас нет требования хранить данные на собственном сервере, рекомендуем облачное решение. Оно быстрее внедряется, как правило дешевле стоит и у вас будет доступ к системе с любого устройства в любое время и в любой точке мира, где есть интернет.
  5. Процесс внедрения. Можно внедрять CRM самостоятельно, а можно с помощью интегратора. О плюсах и минусах каждого подхода → в нашей статье "Сам себе интегратор?"

CRM-форма появится здесь